«Вологдареставрация»

Автономное учреждение культуры Вологодской области

Вологда, ул. Герцена, 37 / (8172) 72-13-65
info@volrest.ru

а А А
А А А

Вологда, ул. Герцена, 37
(8172) 72-13-65
info@volrest.ru


Загадка надписей на плитах Кирилло-Белозерского монастыря

Друзья, сегодня мы поговорим об уникальном для Русского Севера культурном явлении!

Наверняка все, кто посещал Кирилло-Белозерский монастырь, обязательно обращали внимание на необычную площадку у Успенского собора, Трапезной палаты и церкви Кирилла Белозерского: она вымощена каменными плитами с высеченными на них надписями. Эти камни являются не чем иным, как надгробными плитами.

Мощение было сделано в конце XVIII века, и многие камни на этой дорожке до сих пор хранят имена монахов, которые жили ранее в Кирилло-Белозерском монастыре. Причиной сооружения тротуара из столь необычного материала стала, вероятно, его дешевизна и доступность, что было немаловажно в условиях ухудшения материального благосостояния обители на рубеже XVIII‒XIX веков. Для сооружения мостовой решено было использовать древние надгробия, которые погружались в землю, зарастали травой и уже не выполняли своей функции. Специалисты считают, что расположение плит имело определённый порядок: так, надгробия с могил настоятелей, возглавлявших монастырь, располагались на одном из самых почетных участков ‒ проходе между южной стеной Успенского собора и церковью Архангела Гавриила. На необычной мостовой Кирилло-Белозерского музея-заповедника можно увидеть плиту игумена Сильвестра, который возглавлял Кирилло-Белозерский монастырь с 1604 по 1606 год. После ухода с должности настоятеля, Сильвестр проживал в Кирилло-Белозерском монастыре, где 21 ноября 1625 года умер и был похоронен. На неровной поверхности плиты выбита надпись вязью в 2 строки: «1625-го ноября в 21 день / преставися игумен Сильвестр». Здесь же и надгробия игумена Серапиона Травина, бывшего настоятелем монастыря с 1628 по 1631 год, плиты архимандритов Тимофея и Иосифа, руководивших обителью в XVII столетии, и других.

Использование намогильных плит как строительного материала – явление нередкое для Москвы и Подмосковья XVII‒XVIII веков. Пример тому ‒ покрытие из белокаменных надгробий в скиту Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Но для Русского Севера это уникальный случай, аналогов которому в других северных обителях не известно. Интересно, что плиты эти находятся на том же месте, где их обнаружили, и являются теми предметами музея, на которые можно не только смотреть, но и потрогать. Именно по ним мы ступаем, гуляя по Соборной площади Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Использованы материалы статьи:  cultinfo.ru

Поделиться